Вопросы реализации исторической политики, сохранения исторической памяти и доведения правды об историческом прошлом Беларуси сохраняют свою актуальность
02.05.2023Сегодня в Республиканском институте высшей школы состоялось совместное заседание Комиссии по научно-методическому обеспечению исторической политики и Координационного совета при Министерстве образования Республики Беларусь по развитию исторической науки и образования.
Вопросы реализации исторической политики, сохранения исторической памяти и доведения правды об историческом прошлом Беларуси сохраняют свою актуальность.
В 2022 г. принята Концепция школьного исторического образования, в соответствии с которой в настоящее время разрабатывается содержание нового курса для старших классов учреждений общего среднего образования – «История Беларуси в контексте всемирной истории». Также утверждена и реализуется с 1 сентября 2022 г. Концепция модели цикла социально-гуманитарных дисциплин для учреждений высшего образования. В этой связи проводится мониторинг эффективности новой модели цикла социально-гуманитарных дисциплин и качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин. По его результатам будет осуществлена (при необходимости) корректировка Концепции СГД, содержания учебных программ.
В 2023 году этим вопросам уделено большое внимание в Послании Главы государства белорусскому народу и Национальному собранию.
В январе 2023 года состоялся выездной семинар на тему «Республика Беларусь: от истоков до современности (исторический путь государственного строительства)». Материалы семинара и принятая на нем Резолюция отражают важнейшие постулаты исторической политики Республики Беларусь и должны стать руководством при разработке научно-методического обеспечения преподавания социально-гуманитарных дисциплин на всех уровнях системы образования.
Содержание нового курса «История Беларуси в контексте всемирной истории» должно обеспечить формирование у учащихся и молодежи четкого представления о концепции национальной государственности; объективное отражение событий белорусской истории, сохранение исторической памяти как важнейшего фактора противодействия фальсификации истории нашей страны, любым проявлениям неонацизма, национализма и нагнетанию конфронтации в обществе.
При разработке нового учебного пособия будут учтены все замечания и предложения по содержанию учебных пособий по истории, которые были высказаны в рамках диалоговых площадок с учителями истории и рецензентами учебных пособий, проведенных в 2022 году.
Сегодня также обсудили и вопрос повышения качества преподавания социально-гуманитарных дисциплин, в частности, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, проведение «открытых» занятий и другие. В 1 семестре 2022-2023 учебного года преподавание «Истории белорусской государственности» осуществлялось в 48 УВО в рамках 578 специальностей. Учебная программа по учебной дисциплине «История белорусской государственности» предназначена для реализации на I ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин для студентов первых курсов всех специальностей высшего образования. Акцент в ней сделан на концептуальные знания по истории развития государственных институтов, неотъемлемые атрибуты белорусской государственности, формирование практико-ориентированных умений.
Мероприятия Года мира и созидания открывают перед педагогами дополнительные воспитательные возможности, способствуют формированию бережного отношения к истории и культуре, повышению ответственности за будущее страны.
Сегодня формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения осуществляется в органичном единстве процесса обучения и воспитания. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию охватывает все уровни образования.
Министерством образования проводится большая работа по реализации плана мероприятий к Году мира и созидания. Сегодня на заседании обсудили и новые проекты. Так, в рамках плана Года мира и созидания запланировано в мае т.г. проведение I республиканского форума школьных музеев и конкурс школьных экскурсоводов, посвященных Году мира и созидания.