Как организовать методическую работу по формированию информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников в УДОДиМ

Положечко Ольга Владимировна, заведующий УМК ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска

«Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных обучающихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».

Б. Гейтс

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) прочно вошли в нашу жизнь. Уже сложно представить рабочее место специалиста во многих сферах, не оснащённое персональным компьютером, оргтехникой, доступом к ресурсам сети Интернет.

Сегодня широкое внедрение и применение ИКТ в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений развития системы образования в нашей стране. «Использование ИКТ в образовательном процессе способствует повышению мотивации учащихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса, а также созданию условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников, обмена опытом» [1].

С помощью современных ИКТ можно быстрее, эффективнее и качественнее решать различные педагогические задачи, реализовывать масштабные проекты. Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный педагог – мобильный педагог!».

В настоящее время у любого педагога в распоряжении целая гамма возможностей для применения в образовательном процессе средств ИКТ – это информация из Интернета, электронные учебные пособия, мультимедийные презентации, программы для контроля знаний, современные виды коммуникации (чаты, форумы, электронная почта, телеконференции и многое другое). Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможно интенсивное обмен информацией между участниками образовательного процесса.

Однако для активного использования ИКТ в своей профессиональной деятельности педагогические работники должны обладать определённым уровнем информационно-коммуникационной компетентности[1] (далее ИКТ компетентность), являющейся одной из ключевых в системе повышения профессиональной компетентности.

ИКТ компетентность – важный элемент и показатель уровня квалификации современного педагога, а её развитие – одно из приоритетных направлений в работе как администрации, так и методической службы современного учреждения дополнительного образования детей и молодёжи.

Практика работы нашего учреждения показывает, что при всех потенциальных возможностях ИКТ, в реальном образовательном процессе педагоги не используют эти возможности в полной мере. Существует немалая часть педагогических работников, которые испытывают различного рода затруднения в применении инновационных технологий и не обладают профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления своей деятельности в условиях цифровой трансформации образовательной среды.

Именно поэтому в ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска выстроена планомерная методическая работа с педагогическими кадрами по формированию ИКТ компетентности. Качественное информационно-методическое, учебно-методическое сопровождение педагогических работников позволяет:

  • предоставить педагогам более широкие возможности по повышению уровня профессиональной компетентности (изучение новых методик, технологий, электронных образовательных ресурсов, цифровых инструментов);
  • достичь более высокого качества подготовки педагогов дополнительного образования детей и молодёжи к учебным занятиям, воспитательным мероприятиям с учётом интересов и увлечённости современных детей и подростков компьютерными технологиями;
  • расширить арсенал используемых форм, методов, технологий в образовательном процессе;
  • повысить наглядность, эмоциональную насыщенность образовательной деятельности;
  • сократить временные затраты на решение педагогических задач (на подготовку педагогов к проведению занятий, мероприятий, оформлению учебно-планирующей документации, подготовку к аттестации и др.);
  • активизировать участие педагогических работников в ряде конкурсов профессионального мастерства и повысить его результативность;
  • расширить возможности для распространения эффективного педагогического опыта работы;
  • удовлетворять личные и профессиональные амбиции

В конечном итоге всё это способствует повышению результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.

Первоначально для решения возникающих проблем и затруднений сотрудниками методической службы нашего учреждения проводились методические консультации по запросу. Постепенно появилось видение содержания методической работы по формированию профессиональной компетентности в области использования ИКТ. Данная работа стала проводиться в ЦДОДиМ «Маяк» в рамках постоянно действующего семинара «Педагогика дополнительного образования» Школы педагогического мастерства, которая была создана для работы с педагогическими кадрами в период между курсами повышения квалификации как основная форма методической помощи. Был определён перечень компонентов, составляющих базовый уровень ИКТ-компетентности (Приложение 1). В настоящее время в рамках ШПМ организовано обучение педагогических кадров и посредством мессенджера Telegram (мобильное корпоративное обучение).

Основными направлениями работы методической службы Центра «Маяк» по формированию (и повышению) уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников являются:

  • организационно-методическое сопровождение:

проведение диагностических исследований, анкетирования;

разработка планов работы по повышению ИКТ компетентности педагогов дополнительного образования ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска;

организация проведения разнообразных методических мероприятий и обучающих занятий;

организация обмена опытом по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе среди педагогов дополнительного образования Центра;

  • учебно-методическое сопровождение:

проведение обучающих занятий для всех категорий педагогических работников по использованию возможностей компьютерных технологий (по овладению персональным компьютером – навыками работы в программах MS Office Word, Excel, Power Point, Publisher, ВидеоМонтаж, Adobe Photoshop, использованию сервисов Google, прикладных программ для создания электронных средств обучения, навыками работы в мессенджерах);

трансляция эффективного опыта работы по применению средств ИКТ;

сопровождение участия педагогических работников в конкурсах, конференциях, проектах;

создание и использование медиатеки собственных мультимедийных разработок.

Планирование методической работы по ИКТ в Центре выстраивается после анализа доступных технических ресурсов, опыта педагогического коллектива и использования информационных ресурсов (программ), а также оценки уровня готовности педагогических кадров. Нужно понимать, владеет или нет педагог навыками работы на компьютере, использует ли различные компьютерные программы, и, кроме того, использует или самостоятельно разрабатывает электронные образовательные ресурсы.

Дважды в учебном году проводится анкетирование по изучению уровня сформированности ИКТ-компетентности педагогических работников без учёта квалификационной категории и стажа работы (Приложение 2). Наряду с анкетированием для выявления уровня пользовательских навыков при работе с компьютером, иными видами оргтехники используются такие методы как опрос, посещение учебных занятий и воспитательных мероприятий, наблюдение за работой педагогических работников, анализ качества электронной документации, конкурсных материалов.

Исходя из уровня компетентности в области владения ИКТ проводится градация педагогических работников и для каждой категории разрабатывается отдельный план методической работы (Приложение 3). Его реализация осуществляется в рамках блоков «Мастерство», «Шаг за шагом», «Искусство побеждать» Школы педагогического мастерства. Используются такие формы взаимодействия с педагогическим коллективом как теоретические семинары, практикумы, семинары-практикумы, мастер-классы, индивидуальное (групповое) консультирование. Обучение организовано как в аудитории, так и дистанционно. Наставниками в данном направлении выступают опытные специалисты из числа заведующих и методистов структурных подразделений Центра «Маяк», педагогов, обладающих знаниями в области ИКТ.

Существенную роль на пути формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников Центра выполняют официальный сайт нашего учреждения (раздел «Педагогам – методический кабинет») и тематические рубрики Telegram канала («СВЕТ-СОВЕТ МАЯКА», «Хочу всё знать», «Вокруг света: образование других»). Данные ресурсы располагают рядом методической продукции для использования в педагогической деятельности.

Таким образом, всю работу с педагогическими работниками, направленную на повышение имеющего уровня ИКТ компетентности, информационной грамотности, можно обозначить тремя смысловыми блоками:

  1. Коррекция, совершенствование, отработка умений и навыков педагогических работников как пользователей компьютерных сетей.
  2. Ознакомление педагогов дополнительного образования с новыми, прогрессивными информационными технологиями и возможностями их внедрения в образовательном процессе.
  3. Детальное, углубленное изучение инструментальных возможностей офисных и прикладных программ и создание собственных продуктов на их основе.

В результате проводимой работы наблюдается:

  • рост числа педагогических работников, демонстрирующих базовый уровень ИКТ компетентности;
  • увеличение количества учебных занятий и воспитательных мероприятий, проводимых педагогами, с использованием средств и инструментов ИКТ;
  • улучшение качества разрабатываемого визуального материала, иной прикладной продукции;
  • увеличение количества проектов, реализованных с учащимися и их родителями с использованием ИКТ;
  • активное участие педагогов и их учащихся в конкурсном движении;
  • успешное проектирование, разработка и развитие сайтов (блогов) педагогов дополнительного образования, сообществ в социальных сетях;
  • продуктивный процесс самообразования, профессионального роста и творческого развития.

Педагогический коллектив Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска» стремится к повышению качества образовательных услуг, поэтому большое внимание уделяется планомерной методической работе с педагогическими кадрами по всем направлениям деятельности, созданию необходимых условий для совершенствования педагогического мастерства и развития кадрового потенциала. Считаем, что такой подход способствует профессиональному росту педагогических работников, решению важных педагогических задач.

Литература и информационные ресурсы

  1. Аристова, М. П. Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО / М. П. Аристова, Н. В. Ильина, М. Ю. Штина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). – С. 923-926. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23855. – Дата доступа: 22.10.2022.
  2. Гончарова Н. Ю., Тимошенко А. И. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatel-professionalizma-v-sovremennyh-usloviyah. – Дата доступа: 21.10.2022.
  3. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь 30.11.2021 № 683. – Режим доступа: https://adu.by/images/2021/12/koncep-razv-sist-obrazov.pdf. – Дата доступа: 21.10.2022.
  4. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 г. // Официальный интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.edu.gov.by/statistics/informatizatsiya-obrazovaniya/. – Дата доступа: 26.11.2022.
  5. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы.

 

[1] По мнению В.Ф.Бурмакиной, И.Н.Фалиной ИКТ компетентность – это уверенное владение всеми составляющими навыками информационно-коммуникационной грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности [2]

Приложения