Педсовет? Педсовет… Педсовет!

Ветрова Г.Н., заместитель директора по учебно-методической работе ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска

Собрания, совещания, планёрки, оперативки, педсоветы ... В любом учреждении образования есть мероприятия, на которых должны присутствовать все сотрудники, хотят они этого или нет.

Начнём с комментария. 

Вначале статья, посвящённая вопросам теории и практики проведения заседаний педагогических советов в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи, планировалась символически называться «Педсовет! Педсовет … Педсовет?». То есть, знаем, что планируется педсовет, задумываемся, как его организовать и озабочены, как его провести наилучшим образом.

Но затем в ходе анализа уже состоявшихся в практике Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска заседаний родилось и «попросилось» иное название статьи «Педсовет? Педсовет … Педсовет!». Почему? Объяснение вижу такое: от профессиональной озабоченности и раздумий переходим к педагогическому восторгу и радости, что в ходе его заседания сможем решить существующие проблемы и уверенно пойдём вперёд к дальнейшим перспективам в развитии учреждения.

Управленческая деятельность любого без исключения учреждения образования должна обеспечивать стратегию и тактику его развития, непрерывный профессиональный и личностный рост педагогов, гармоничное развитие учащихся, стабильность и комфорт в учебном заведении. Поэтому так велика и значительна роль коллективных форм управления и, в первую очередь, педагогического совета.

Педагогический совет – это совет педагогов, где действительно советуются, а не «заседают». Он должен функционировать не только как орган рассмотрения, но и как орган решения жизненно важных для учебного заведения вопросов. Его главная цель и задачи – объединить усилия всего коллектива на повышение уровня и улучшения качества осуществляемого образовательного процесса, использование на практике достижений педагогической науки и эффективного опыта, определение «Дерева целей» деятельности учреждения образования, дальней, средней и близкой перспективы. Поэтому выделяют следующие функции педагогического совета:

  • управленческие;
  • методические;
  • воспитательные;
  • социально-педагогические.

Приоритетность каждой из них зависит от целевых установок педагогического коллектива.

Тематика заседаний педсоветов определяется, как правило, в рамках аналитической деятельности по результатам учебного года, исходя из проблем учреждения образования, потребностей коллектива.

По методике подготовки и проведения условно можно выделить три категории:

  • Традиционные педсоветы со слушанием докладов и вынесением постановительной части. Основной недостаток – низкая активность слушателей. Их можно оставить для итогового педсовета, когда невозможно обойтись без подробных анализов образовательного процесса, процентов и «разборов полётов» по итогам предыдущего учебного года;
  • Традиционно-интенсифицированные педсоветы с элементами активизации. В этом случае один из вопросов, рассматриваемых на педсовете, преподносится не в обычной форме доклада-лекции, а с использованием активных способов (например, в форме игры);
  • Нестандартные педсоветы. От традиционных педсоветов в них остаётся только стержень – ключевая проблема и итоговое решение.

Итак, главный вопрос: как подготовить хороший педсовет без скучных чтений строгих докладов об объектах, субъектах и показателях, доисторических презентаций с безвкусными картинками, в которых текст слайда дублирует слова выступающего? В какой форме осуществить эффективное решение производственных задач, чтобы присутствующие сотрудники не считали минуты до окончания этого стратегически важного педагогического мероприятия? Как решать проблемы и не говорить о рутинной работе, в которой мы варимся, и о которой мы думаем 24 часа в сутки? Как найти такую тему заседания, чтобы она вызывала у сотрудников желание развиваться в профессии, чтобы члены педагогического коллектива выходили с педсовета с чётким ощущением, что узнали что-то новое.

Решение здесь возможно только одно: провести педсовет в нетрадиционной форме. В нашей ежедневной образовательной практике мы же ищем способы заинтересовать учащихся в процессе обучения, читаем в научно-методической литературе и интернете о нестандартных формах проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий. Так ведь эти самые формы вполне можно использовать и для себя. Ведь, если отойти от шаблонных и официальных формулировок, педсовет – это собрание, в ходе которого хочется услышать именно совет, получить реальную, практическую помощь, а не набор заумных изречений из очередного научного доклада.

Предлагаем варианты проведения традиционно-интенсифицированных и нетрадиционных педагогических советов, уже давно и успешно используемых в образовательной практике нашего учреждения.

Характерной особенностью проведения педсоветов Центра по подведению итогов учебного года является то, что он состоит из двух частей. Первая нетрадиционная часть расширенного заседания педсовета проводится ежегодно в форме отчётных  мероприятий в мае. Это смотры позитивных достижений всего педагогического коллектива: выставки работ по декоративно-прикладному и техническому творчеству, показательные выступления спортсменов и творческих коллективов отделов. Это не только допустимо, но актуально, приемлемо и уместно только в системе дополнительного образования детей и молодёжи.

За период 2012-2022 гг. в ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска состоялись:

  • итоговые творческие отчёты о деятельности структурных подразделений «Один год из жизни отдела»;
  • аукционы идей «Взгляд участников образовательного процесса на результат современного дополнительного образования» и аукцион талантов «Наглядно, нестандартно, интересно!» со своеобразной «покупкой» (приобретением) лотов по распространению эффективной педагогической практики;
  • педагогический коллаж «Воспитание личности учащихся – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса учреждения дополнительного образования»;
  • устный журнал «Совершенствование дополнительного образования для формирования новых образовательных результатов учащихся» с символическими страницами «Прошлое, настоящее и будущее педагогического коллектива», «Управленческо-стратегическая», «Информационно-методическая копилка», «Ситуационная», «Штрихи к портрету», «Педагогическая мастерская “Учить, играя!”», «Психологическая разминка», «Итоговая страничка мудрых мыслей», «Домашнее задание», «Рефлексивная»;
  • открытый микрофон по решению проблем развития ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска;
  • творческая лаборатория «Ориентация на успех» по формированию и развитию командного менеджмента;
  • конференция по единой методической теме педагогического коллектива и вопросам личностного развития педагогических работников;
  • рекламная кампания по представлению проектов структурных подразделений и клубов по месту жительства в рамках конкурса ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска «3D: Думай! Действуй! Достигай!»;
  • интерактивные ролевые игры:
    • по конструированию имиджа современного педагогического работника УДОДиМ и позитивной имиджевой политики ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска по методу «Креативные станции» («Полиграфический комбинат», «Студия звукозаписи», «Рекламное бюро», «Ателье моды», «Социологическая служба», «Агентство адвокатов»);
    • по решению актуальных проблем воспитательной работы с представлением сложных педагогических ситуаций посредством выпусков-дайджестов сатирического киножурнала ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска «Фитиль» («Моя хата с краю», «Скука – враг педагога», «Кто из тебя вырастет, сын?», «Ярлыки») и практической работой в группах «Учащиеся», «Учащиеся различных категорий учёта», «Родители учащихся», «Педагоги», «Партнёры» и «Специалисты управления по образованию»;
  • педагогическая гостиная «Творческий педагог – творческие дети» с работой «Открытой трибуны» и научно-исследовательской лаборатории «Изобретатели» по решению педагогических задач и выполнению ситуационных заданий;
  • творческая мастерская «Педагог – учащийся: деятельность – взаимодействие – общение – контакт» с практической работой в группах «Ассоциативная визуализация «Дети – цветы жизни»», «Глоссарий», «Самоанализ»;
  • педагогические чтения «Моделирование образовательного процесса в УДОДиМ» и групповая работа «Формулировка наиболее актуальных для педагогического коллектива проблем» (интервью, дискуссия и ранжирование проблем);
  • педагогический пробег «Инновационное дополнительное образование детей и молодёжи – требование времени» с остановками «Инструктивная», «Мозговой штурм», «Аналитики»,  «Теоретики», «Практики» и «Вперёд в будущее»;
  • педагогическая коммуникативная площадка «Проектная деятельность как компонент организации инновационного образовательного пространства ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска по представлению инновационных образовательных практик;
  • педагогический дискурс «Библиотека случаев» с работой проблемных групп по имитации и решению педагогических ситуаций из образовательной практики дополнительного образования детей и молодёжи;
  • организационно-деятельностная игра «Своя игра» (темы «Педагогика и методика», «А кто сказал?», «Народная мудрость», «Педагогические ребусы») по  профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию педагогических работников;
  • урок для взрослых «Повышаем медиаграмотность» по формированию информационной культуры педагогов;
  • практико-ориентированный семинар - диалог «Опыт лучших педагогов – достояние каждого: использование современных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе».

Отдельно хочется остановиться на содержании педагогического совета на тему «Эффективность дополнительного образования детей и молодёжи: о приёмах и методах реализации компетентностного подхода к обучению», проведённого в форме ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛУБА ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ «Компетентный педагог – компетентный учащийся».

Почему была выбрана именно эта форма? Потому что ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН – это:

К – клуб;

В – влюблённых в педагогическую деятельность;

Н – надеющихся, что со временем и не без участия педагогов мир взрослых и детей станет лучше и добрее.

В импровизированной игре «Высшей педагогической лиги» сразились шесть отделов учреждения:

  • команда отдела декоративно-прикладного творчества «Авангард»;
  • команда отдела интеллектуального развития и творчества «Нестандартный вариант»;
  • команда отдела художественного воспитания «Ох и выступаем!»;
  • команда отдела культурно-досуговой деятельности «Культурный патруль»;
  • команда отдела технического творчества и спорта «Фиксики»;
  • команда отдела основ безопасной жизнедеятельности и здоровьесбережения «ОАО “БЖЗ”».

В ходе КВНа состоялись:

  • конкурс «Приветствие команд» (представление визитных карточек команд (название, девиз и приветственное обращение к соперникам));
  • конкурс-разминка «Что бы это значило?» с остроумными формулировками-описаниями фото из жизни и деятельности нашего учреждения;
  • капитанский блиц-фототурнир «Узнай это место!» с ответами капитанов команд на вопрос «Формирование каких компетенций учащихся здесь возможно осуществить?»;
  • конкурс «Домашнее задание» с творческим представлением опыта работы коллективов структурных подразделений по формированию у учащихся коммуникативных, информационных, социально-трудовых, общекультурных, учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций.

Жюри оценивало:

  • соответствие выступлений теме педсовета и ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВНа;
  • научность знаний;
  • актуальность опыта и аргументированность его представления;
  • целостность выступления и единство смысловой линии;
  • грамотность и логику изложения материала;
  • соблюдение регламента выступления;
  • культуру речи, педагогический такт и эмоциональность выступающих;
  • творческий подход и оригинальность формы представления опыта;
  • фантазию и артистизм;
  • юмор и находчивость.

И вновь комментарий. Почему такая значимая и сложная тема компетентностного подхода в образовании была рассмотрена в ходе заседания, проведённого в форме ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВНа?

Качество современного образования – это, в первую очередь, успешно устроенный в жизни человек, его мировосприятие, его внутренний стержень. Поэтому для характеристики достижений учащихся используются не только уровень знаний в определённой образовательной области, но и такие показатели, как сформированность личностных качеств, ключевых компетенций, необходимых человеку XXI столетия: умение критически мыслить, способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу, мотивация к дальнейшему образованию, активная гражданская позиция.

В ходе нашего КВНа педагогический коллектив пришёл к выводу: чтобы осуществить реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе, не нужно менять содержание действующих программ объединений по интересам, календарно-тематических планов и воспитательных программ. Задачами педагогических работников являются:

  • научить учащихся получать знания, то есть учить их учиться;
  • научить учащихся трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда;
  • научить учащихся жить, это учение – для бытия;
  • научить учащихся жить вместе с другими людьми, часто не похожими на них, – это учение для совместной жизни.

И проведение педсовета в нетрадиционной форме КВНа гораздо эффективнее любых лекций и докладов позволило педработникам увидеть современные приёмы и методы обучения как бы «изнутри» и решить наболевшие вопросы осуществляемого образовательного процесса.

Хороший, интересный, позитивный и полезный для всех педсовет должен вдохновлять!

Если он удался – у всех педработников, присутствующих на нём, будет хорошее настроение. И всем захочется поделиться впечатлениями, потянет, в самом лучше смысле этого слова, на «подвиги», например, провести открытое учебное занятие или воспитательное мероприятие, мастер-класс для коллег-педагогов дополнительного образования, разработать и начать реализацию инновационного проекта или, хотя бы, напроситься на курсы повышения квалификации. Добровольно! В общем, стать лучше. А это и есть не что иное, как развитие, педагогическая удача и верный путь к новым профессиональным свершениям.