Культурный код как эффективный инструмент формирования и сохранения национальной идентичности подрастающего поколения
Солтанова Ксения Викторовна, методист УМК ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска, магистр филологических наук, член Союза писателей Беларуси
Культура Беларуси уникальна. Она формирует духовное наследие нашей страны, забывать и искажать которое мы не имеем права, прежде всего, ради будущих поколений. Мирные, трудолюбивые, гостеприимные… Мы все разные, но есть то, что нас объединяет – наша общая история и культура, наши корни. Обращение к истокам – верный путь к тому, чтобы взрастить в представителях молодой Беларуси гордость и любовь к своей Родине, уважение к национальным традициям и символам.
В современных реалиях глобализации и массовой информатизации общества важнейшей культуроохранной задачей является определение и сохранение национальной идентичности, самобытности народа, транслирующего в мир уникальный культурный код.
Для сохранения целостности и единства нации важно обеспечить преемственность поколений, ревизию истории, обращение к традициям и памяти народа. Разрыв культурных связей, разрушение фундамента грозит стиранием и подменой культурного кода, а значит, исчезновением нации в анналах истории.
Заинтересовать подрастающее поколение темой самоидентичности сложно, но возможно при условии обращения к доступным для понимания детей образам и формам. В данном контексте именно игра – тот естественный механизм развития, который позволяет удовлетворить детское стремление к приключениям и творчеству. Именно игра – действенный способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах и людях.
Лето – наиболее привлекательный и плодотворный период для игры, творческого поиска и реализации новых педагогических идей, период, открывающий перед педагогами широкий круг воспитательных возможностей в рамках организации тематической летней смены.
Сложные понятия, зашифрованные и внедрённые в игровую модель, для детей становятся более доступными, близкими, получают положительный эмоциональный отклик, закрепляются в базе знаний, транслируются в мир, преобразуются в уникальный личный опыт.
Взяв за базис культурного кода элементы белорусского национального орнамента как наиболее доступного универсального языка символов, и преломив эти элементы сквозь призму игры, можно обеспечить эффективное усвоение детьми сведений из области мифологии, истории, этнографии, экологии, искусства, быта, безопасной жизнедеятельности и т.д.
18 дней лагеря – 18 символов-посланий, наполненных определённой энергией и знаниями, связующими времена и поколения, где каждый элемент орнамента служит ключевым понятием, расширив и обогатив которое различными тематическими мероприятиями и ритуалами (Таб. 1), можно пробудить в каждом участнике воспитательного процесса культурное бессознательное, уникальный культурный код.
Таб. 1. Пример организации дня летней тематической смены 2022 года
Культурный код – эффективный инструмент формирования и сохранения национальной идентичности подрастающего поколения. В условиях летней тематической смены он нашёл своё отражение в ряде ежедневных и еженедельных ритуалов, коллективных творческих дел, массовых воспитательных мероприятий.
Работа с культурным кодом в современных условиях невозможна без использования актуальных педагогических технологий: информационно-коммуникативных, STEAM и технологий сетевого взаимодействия с упором на самостоятельность, интеллект, творчество, практику и кооперацию всех участников воспитательного процесса.
Поиск новых форм работы с молодежью, использование различных социальных сетей и мессенджеров, поддержка молодёжных инициатив очень важны для активизации коллективного творческого потенциала и вовлечения подрастающего поколения в организованные формы досуга. Отсюда внедрение в практику летней смены различных перфомансов, квестов, дайджестов, формум-театров, мастер-классов, заочных конкурсов и виртуальных экскурсий.
Обращение к истокам, глубинным смыслам, бессознательно близким для каждого представителя белорусского этноса, само по себе выигрышно и оправдано. А в тандеме с разнообразными образно насыщенными атрибутами, такими как рушник, венок, сказка, легенда, игра, слово, эти глубинные смыслы приобретают конкретные очертания и внутреннее содержание, подчиняясь законам построения лагерной смены.
Творческая организация тематической смены, нестандартный подход к решению сложных насущных задач поспособствовали объединению в одной игровой модели шести отрядов разного профиля. В каждом из отрядов были собраны талантливые ребята из числа кружковцев ЦДОДиМ «Маяк» объединений по интересам спортивного, хореографического, вокального, декоративно-прикладного, математического направлений. Тем не менее, общим вектором для всех стал поиск национальной идеи и идентичности, разгадка культурного кода белорусов.
В течение летней смены воспитанники не только обогащали свои знания, изучая историю, культуру, язык, экологию, современные достижения науки и техники Беларуси, но и осваивали азы традиционных белорусских народных ремёсел и промыслов, приобретали практические навыки коммуникации, развивали личностные качества гражданина и патриота.
Ежедневное освоение и закрепление детьми конкретных знаний и навыков призвано помочь молодому поколению восстановить связь поколений и предотвратить искажение исторической правды.
Национальный колорит мероприятий, разнообразие форм досуга, единая, логически выстроенная тематическая линия смены – всё это позволило реализовать творческий потенциал воспитанников, направить их познавательный интерес в русло белорусской культуры и истории, внести посильную лепту в формировании патриотических чувств и ответственности подрастающего поколения за будущее страны.