Орнамент - язык тысячелетий

Чумак Л.А., методист ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска

Задолго до возникновения письменности орнамент был удобной и доступной формой знаковой системы общения, которую использовали наши предки.

В древние времена узоры имели глубокое сакральное значение, наносились как обереги. Их часто изображали на скрытых частях изделия: днища чаш, оборотные стороны украшений. Геометрические символы предположительно имели устоявшиеся значения: круг – солнце, квадрат – земля, треугольник – горы, свастика – движение солнца, спираль – развитие и движение.

Понимая смысл того или иного элемента узоров, концепцию цветовых сочетаний и композиции, можно и сегодня «прочитать» немало интереснейших фактов о древнем мире наших предков. Свой смысл имели узоры на предметах одежды, текстильных изделиях, предметах обихода и даже в виде филигранной резьбы в архитектуре.

Украшая жилище, одежду, оружие или поверхность сосуда знаками орнамента, тем самым человек будто — бы оберегал свой дом, свою семью от зла. Именно в этом кроется основной смысл традиционного орнамента: он не просто украшает поверхность предмета, но в миниатюре повторяет саму гармонию мироздания, обеспечивая тем самым сакральную защиту от сил хаоса.

Источником для нанесения узоров всегда была природа. Именно тесная связь славян с природой в своё время дала жизнь такому яркому явлению, как декоративно-прикладное искусство.

При выполнении орнамента следует соблюдать определённые правила и особенности:

  • Составление декоративной композиции выстраивается по принципу чередования. Он имеет декоративную ценность и сакральное значение.
  • Согласно древним поверьям, чем больше символичного чередования и повторения, тем быстрее желание исполнится. 
  • Важной является информация о значении тех или иных символов. Особое место занимает выбор цветовой гаммы, так как каждый цвет, так же как и знак, имеет своё значение.
  • Конечный узор должен вызывать только положительные эмоции, рождая в душе умиротворение и гармонию.

Исторически слово «узор» происходит от таких слов, как «зреть», «узреть». В древнем языке они означали не только «увидеть», но и «понять суть». Отсюда появились выражения «зреть в корень», «зрелый человек».

Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации.

Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д.

Ритмичное чередование символов стали использовать как особый вид узоров – «орнамент», от латинского ornamentum («украшение»). В основе орнамента лежат отдельные, обычно повторяющиеся мотивы.

Ведущей характеристикой орнаментов является понятие ритма. В случае с орнаментом ритм поддерживается повтором элементов и чёткой симметрией их расположения. В ритме орнаментов слилось множество значений: биологические и природные циклы, мифотворчество и позже религиозные представления об устройстве мира.

Учёные классифицируют знаки в орнаментах:

  • геометрические символы (круг, крест, квадрат, меандр, свастика и другие);
  • зооморфные символы – животные отождествляются с основными чертами их поведения (орёл, павлин, змея, петух и другие);
  • растительные символы (чаще всего означают мотив древа жизни, где крона – небесный мотив, ствол – земной, а корни – подземное царство);
  • антропоморфные символы (мотив Богини-матери и птицы сирин);
  • религиозные символы (разнятся от культуры к культуре).

В искусстве орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: изобразительный орнамент, неизобразительный орнамент, комбинированный орнамент. Содержание их:

  • изобразительный орнамент включает в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
  • неизобразительный орнамент — это орнамент образованный из геометрических элементов, абстрактных форм и не имеет конкретного предметного содержания;
  • комбинированный орнамент — это сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов с абстрактными формами.

Орнаменты несут скрытую информацию, каждый из них имеет своё значение. У каждого народа свои орнаменты, зависящие от их культуры и образа жизни. А большинство современников об этом не знают.

Несмотря на то, что некоторые символы могут быть использованы во многих культурах: геометрические фигуры, солярные знаки, колесо, – в орнаменте есть черты, определяющие национальные художественные традиции. Так, например, схожие на первый взгляд культуры русского, белорусского и украинского народов отличаются. Русский орнамент изобилует символами плодородия, белорусский – геометричными символами, а украинский – многообразием символов и цветов, которые варьируются от региона к региону.

Национальная особенность в белорусском орнаменте – минимум цветов. Наши корни — белый и красный: неизменный белый фон как символ чистоты и непорочности и разнообразный, богатый оттенками красный как цвет тепла, радости, солнца, богатства, здоровья. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века не основным цветом, а контуром, оттеняющим линии узора. Все остальные цвета никогда не использовались в наших орнаментах.

В народных костюмах встречаются синий, жёлтый, но никогда зелёный. Загадка традиций. Зелёный считается символичным цветом у мусульманских народов. А у нас, несмотря на обилие зелени, никогда не использовался в орнаменте.

В белорусском орнаменте практически всегда присутствует чёткая геометрия: линия, крест, ромб, квадрат, полоса. Растительный мотив встречается чуть реже. Преимущественно состоит из: цветов, особенно акации и лотоса; листьев; плодов, чаще всего винограда или геометрически правильного дуба. Анималистический мотив представлен изображениями, стилизованными под животных или деталями их фигур. Если птица — сложенная из ромбиков или квадратиков. Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими. Использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением.

Пожалуй, белорусский орнамент самый сдержанный, самый аскетичный из трёх восточнославянских. Максимум стилизации, минимум живописности.

Сюжеты белорусского народного орнамента в большинстве своем хорошо известны и легко расшифровываются. Каждый узор несёт в себе тот или иной смысл, раскрывает определенную идею. Вот некоторые из них.

Например, житняя баба — важный символ урожайности, богатства и удачи в делах.

Житняя баба

Символ «ребёнок» включается в орнамент когда речь идёт о здоровье детей, об их безопасности и о радости родительства.

Орнамент «ребёнок»

Один из самых важных орнаментов — «дрэва сустрэчы». Здесь, на этом дереве, встречаются души умерших и мысли живых, здесь соединяется семья, здесь оберегается счастье всего рода.

Дрэва сустрэч

Особым уважением пользовался дуб, олицетворяющий силу и могущество. Этим деревьям поклонялись, а рубить их было запрещено. Этим объясняется популярность использования этого орнамента в украшении вышитых и тканых изделий.

Белорусские узоры – самобытные колоритные элементы, уникальные своим древним происхождением, а также оригинальным видом. Их применение не теряет популярности с давних пор и по сей день. Элементы орнамента присутствуют в оформлении логотипов, промышленной упаковки, рекламы, книжных изданий, одежды, предметов быта, интерьеров и объектов городской архитектуры. Спустя много времени орнаментальные мотивы сохранили свою декоративную выразительность.

Наши корни уходят в славянские обычаи и традиции. Общение с национальным декоративно-прикладным искусством необходимо в становлении нравственной личности каждого ребёнка. Оно является очень ценным средством воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ. Красочный мир народного искусства раскрывает перед детьми богатство культуры белорусов, знакомит с прошлым и настоящим нашего народа, помогает усвоить нравы, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколение. Очень важно приобщаться к древним знаниям наших предков. Не знать их, значит отрицать существующую связь поколений.

Популяризация национальной культуры все более распространяется в нашей стране, поэтому тема применения белорусского традиционного орнамента в сфере современной национальной стилистики очень актуальна. С годами орнамент превратился в часть культурного наследия. Традиционный орнамент проникает в город, культурные центры, где становится национальным символом.

Литература и информационные ресурсы

  1. Белохвостик, Н. Белорусский орнамент - это шифр народа / Н. Белохвостик. – URL: https://www.kp.ru/daily/26291.5/3168929/
  2. Брахнова, А. М. Тайны узора в орнаменте / А. М. Брахнова. – URL: https://school-science.ru/11/23/46560
  3. Буткевич, Л. М. История орнамента: учеб. Пособие / Л. М. Буткевич. – М. : Владос, 2008. — 272 с.
  4. Мусинова, А. С. Орнамент – один из древних видов искусства / А. С. Мусинова // Молодой учёный. – 2017. – № 4 (138). – 654-656. – URL: https://moluch.ru/archive/138/38770/
  5. Палагута, И. В. Орнамент как особый вид искусства / И. В. Палагута. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ornament-kak-osobyy-vid-iskusstva/viewer
  6. Разнообразие белорусского орнамента и его значение. – URL: https://lazovichi.kletsk-asveta.gov.by/files/00900/obj/140/35093/doc/Разнастайнасць%20беларускага%20арнамента%20і%20яго%20значэнне.pdf
  7. Белорусский орнамент шифр народа. – URL: https://pfxi.by/bez-rubriki/belorusskij-ornament-shifr-naroda/
  8. Узоры белорусской души: орнаменты родного края. – URL: https://nlb.by/content/informatsionnye-resursy/elektronnye-informatsionnye-resursy/resursy-natsionalnoy-biblioteki-belarusi/virtualnye-proekty-vystavki-i-kollektsii/virtualnye-proekty-biblioteki/virtual/uzory-belorusskoy-dushi/

Приложение