Педагог-организатор – это специалист, организующий внеклассную и внешкольную работу в сфере дополнительного образования детей. Руководит работой клубов, кружков, секций и других объединений, функционирующих в образовательных учреждениях и организует деятельность учащихся по гражданско-патриотическому, художественному, техническому, спортивному, туристско-краеведческому направлениям.

В соответствии с нормативными документами ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая.

Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах Республики Беларусь, Законе Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков учащихся, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.

В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:

  • организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях дополнительного образования, клубах по месту жительства;
  • координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
  • содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
  • строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
  • создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
  • формирует общую культуру учащихся;
  • изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
  • создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
  • организует летний отдых школьников;
  • содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
  • проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
  • заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
  • курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, ру­ководителей детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодёжными общественными объединениями представлены в разделе "Общественные организации".